Универсальность ГБО делает цену газификации автомобиля приемлемой. Однако зачем специалисты настаивают на дополнительных настройках системы? Об этом рассказывает представитель компании «Время Газа».
Современные газобаллонные установки комплектуются электронным блоком управления (ЭБУ), в котором прошиты программы впрыска и управления газовой установкой. Однако большинство комплектаций имеют универсальный софт – он подходит к широкому перечню моделей, поэтому требует донастройки уже на конкретном автомобиле.
Тут нельзя путать с автонастройками, задача которых – сделать возможным запуск двигателя на газе и по ходу откалибровать элементы газовой установки. Каждая программа имеет свои алгоритмы настроек – регулировка ГБО Ловато производится в одном интерфейсе, а донастройки стаговской электроники происходят чуть иначе. Есть комплекты, которые и вовсе не требуют вмешательства настройщика – достаточно правильно смонтировать аппаратуру и квалифицированно активировать нужную программу. Такое персонифицированное ПО обычно включается в премиальные комплектации ГБО.
Что будет, если не настраивать ГБО?
Требования к соблюдению экологических норм заставило инженеров искать резервы повышения эффективности старых добрых ДВС за счет точности впрыска. Отсюда идут технологии с изменяемыми фазами газораспределения и высотой подъема клапанов, бездроссельные системы и т.д. Теперь играет роль не только время подачи порции топлива и дозирование, но и место поджога в цилиндрах, за счет чего улучшается сгораемость топливовоздушной смеси.
Естественно, универсальные программы газового впрыска не могут учесть всех нюансов. Если игнорировать донастройку, то мы получим некорректное сгорание, что приведет к прогару клапанов, оплавлению сот катализатора и сокращению ресурса турбонагнетателя, в случаях, когда газифицируемый автомобиль турбированный. То есть догорание на выпуске приводит к преждевременному износу этих агрегатов. В одних случаях мотор способен выдерживать некорректный режим не один десяток тысяч километров пробега, в других – достаточно несколько сотен.
К чувствительным к качеству процесса сгорания относятся движки «Субару» и «Инфинити». Эффект от некорректной топливовоздушной смеси примерно такой же, как от «левого» бензина. Только в случае с газом водитель даже не определит наличие проблемы, потому что газовое топливо не детонирует. В общем, чем технологичнее агрегат, тем быстрее он сдается.
Газ и прямой впрыск
Отдельным списком идут моторы с прямым впрыском – здесь нельзя применять ГБО с универсальной программой впрыска. Причина в том, что в газовом режиме подача бензина на бензиновые форсунки полностью не прекращается: через определенный для каждой модели ДВС период топливный насос прокачивает через форсы бензин, чтобы охладить корпус форсунки. Если не соблюдать этот режим, то штатные бензофорсы выйдут из строя из-за воздействия критической температуры в камере сгорания.
Для непосредственных авто есть отдельная линейка ГБО. В электронном блоке управления установкой уже «сидит» программа впрыска газа под конкретную модификацию двигателя. На другой мотор такой комплект не подойдет. Подробнее об этом узнавайте у нашего консультанта.