Редуктор-испаритель остается основным элементом газовой установки, а в комплектациях оборудования 2-го поколения этот агрегат и вовсе главный. Поэтому регулировка редуктора ГБО – это ключевой этап настройки системы. Однако и в более современных системах 4-го поколения, где все зависит от электронного блока управления (ЭБУ) и программ впрыска, часто возникают проблемы именно из-за этого агрегата. Рассмотрим обе системы в действии.
Распределенный впрыск газа: автокалибровка
На этом этапе выявляются ошибки монтажа и подбора правильной комплектации ГБО. Напомним, что и редуктор-испаритель, и газовые форсунки должны соответствовать мощности двигателя. Причем в случае с форсами кроме производительности роль также играет скорость срабатывания штока. В противном случае в интерфейсе все будет выглядеть «в красоте», а тяги не будет.
Диапазон давления редуктора должен составлять 1–1,3 бар.
Фактические показатели обязаны совпадать с данными в интерфейсе. Главное правило автокалибровки – запускать процесс следует только после полного прогрева мотора. Иначе газовая программа примет за рабочие показатели прогревочный цикл, и уже на этих данных выведет коэффициент коррекции. Если давление в редукторе в норме, а сам агрегат подобран правильно и находится в рабочем состоянии, но процесс автокалибровки не завершается, то проблему следует искать в газовых форсунках. Здесь бывает несколько причин:
- несоответствие характеристик газофорсов двигателю;
- неправильное расположение форсунок или врезок в коллектор;
- «конфликт железа и софта» – форсунок с ЭБУ и программой впрыска;
- ошибки в подключении форсунок к газовой электронике, когда входной импульс на ЭБУ приходит с одного цилиндра, а обратный сигнал с ЭБУ отправляется на другой.
Как видим, в системах 4-го поколения редуктор-испаритель не доставляет хлопот при настройке, если, конечно, агрегат подобран в соответствии с мощностью мотора. Рекомендуем соблюдать 20-процентный запас мощности редуктора по отношению к двигателю, чтобы исключить предельные нагрузки. В установках 2-го поколения все намного сложнее.
«Танцы с бубном» вокруг редуктора ГБО2
Система настраивается вручную – отсюда и все проблемы. Сложности добавляют несколько критериев регулировки, а точнее – три:
- холостой ход – регулируется винтом на корпусе редуктора-испарителя;
- количество подаваемого газа – регулируется винтом«жадности» на дозаторе;
- отклик на педаль газа – регулировки также производятся отдельным винтом на корпусе агрегата.
Сначала настраивается холостой ход. Для этого винт «жадности» и винт чувствительности выкручиваются до отказа в положение открыто, а винт холостого хода – в положение закрыто. Если возникнут сложности с запуском мотора, то винт чувствительности следует немного приоткрыть.
После запуска мотора выкручиваем винт чувствительности до максимальных оборотов двигателя, а затем закручиваем его до момента неустойчивой работы мотора. Операции следует проводить медленно, потому что отклики редуктора-испарителя на регулировки не мгновенные. После того когда добились неустойчивой работы мотора (на грани подхвата), винтом холостого хода достигаем уже нормальных холостых (800–1100 об./мин.).
Следующий этап – настройка под нагрузкой. Здесь без помощника не обойтись, потому что при регулировках необходимо поддерживать обороты двигателя в диапазоне 2500–3000 об./мин. Винт дозатора закручивается до момента схватывания, а затем, с шагом в 10 градусов, выкручивается до момента устойчивой работы под нагрузкой. Крайне важно производить операции постепенно, чтобы успевал вырабатываться газ в редукторе-испарителе.
Затем следует продолжительный этап донастроек – оценивается характер работы мотора на оборотах, но уже не в статичном положении, а в движении.
Если наблюдаются проблемы с подхватом при нажатии на педаль акселератора, то винт «жадности» приоткрывается, а когда возникает «перелив», то закрывается. Рекомендуем придерживаться малого шага в регулировках – 10 градусов, не больше. Для удобства на винте «жадности» делаются отметки. Так как ГБО2 не предусматривает автокоррекций, то со сменой сезона настройки придется обновить. Да, и не забывайте регулярно сливать конденсат с отстойника редуктора. Если же возникают проблемы с настройками, то обратитесь к настройщикам. Езда на некорректной смеси приводит к прогару клапанов.